Skip to main content

ОРНАМЕНТЫ КЕРАМИКИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

ОРНАМЕНТЫ КЕРАМИКИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Ключевые слова: Период поздней бронзы, орнаменты, керамика

Территория Каваказа с древних пор играет роль моста соединяющего цивилизации Востока и Запада. Люди начали заселять эту территорию уже с периода палеолита. На территории Кавказа,и в частности в Азербайджане, который был центром возникновения нескольких археологических культур, протекали важные исторические процессы. Предметом изучения археологов, являются сложившиеся в период поздней бронзы Ходжалы-Кедабекская и Муганская археологические культуры. Характерной чертой этих культур, как и культур, более раннего периода, являются особенности керамики. Керамика периода поздней бронзы, наряду с орнаментами, дающими нам представление о культурной и духовной жизни, содержит также сведения о быте людей того периода.
Ареал распространения Ходжалы-Кедабекской культуры охватывает западную часть Азербайджана-Гарабаг, Гянджа-Газахскую зону, а также прилегающие к Азербайджану территории Грузии и Армении.            Образцы муганской культуры были обнаружены на территории  Муганской равнины, в Талышских горах а также в прилегающих к Азербайджану землях Ирана.
При изучении памятников, относящихся к эпохе поздней бронзы, мы становимся свидетелями многочисленных признаков, которые говорят нам о протекающем в этом периоде прогрессе. Когда ремесло отделилось от торговли, новые векторы развития  получили сильный толчок. Также произошли изменения в производстве гончарных изделий. В частности, с использованием гончарного круга, приводимого в движение усилиями ног, возросла не только скорость производства гончарной продукции, но и её качество. В этот период на территории Азербайджана существовало несколько археологических культур. К ним относятся Нахчыванская (также упоминается как "Культура расписной посуды"), Ходжалы-Кедабекская и Муганская культуры, которые существовали на протяжении второй половины II тысячелетия до н. э. - I тысячелетия до н. э. Одна из групп археологических памятников, выявленных на границе Малого Кавказа, иллюстрирует уровень развития Ходжалы-Кедабекской культуры. Эта культура существовала с середины II тысячелетия до н. э. вплоть до начальных веков I тысячелетия до н. э. Более 150 памятников, относящихся к этой культуре, было обнаружено и изучено в ходе археологических раскопок. Данная культура получила своё название потому, что первые находки были выявлены в регионах Кедабек и Ходжалы. В ходе археологических работ, которые охватывали помимо Азербайджана современные территории Грузии и Армении, были зафиксированы другие памятники Ходжалы-Кедабекской культуры. Как правило они представляют собой следы поселения и некрополи. Стоит отметить, что количество захоронений превышает количество следов жилых конструкций. К этой культуре относятся следующие находки: керамические изделия из чёрной и серой глины с геометрическими орнаментами (иногда наносились узоры с людьми и животными), широкие бронзовые мечи, топоры в форме секир, различные кинжалы,и вилы. Изделия, произведённые из черной и серой глины, украшались при помощи геометрических узоров, которые были заполнены белым веществом[1].
Как было отмечено раньше, Ходжалы-Кедабекская культура существовала на протяжении III тысячелетий до н. э. Однако данная культура также подразделяется на несколько географических регионов и три периода. Первый период Ходжалы-Гядабекской культуры охватывает XIV-XIII века до н. э., второй период — XII-XI века до н. э., а конечный период — X-IX века до н. э. Территория, которая была охвачена влиянием данной культуры, разделена на три основных региона: Карабах (подножие горы и пастбище), Кедабек (пастбище) и Гянджа-Ханлар (низменность и участок у горного подножия)[2]. В научной литературе Ходжалы-Кедабекская культура также упоминается как Гянджа-Карабахская культура. Причиной этому служит тот факт, что большое количество ключевых находок, относящихся к этой культуре, были зафиксированы на территории Карабаха и берегах реки Гянджачай. Кроме того, советские учёные предпринимали попытки закрепить за данной культурой название «культура Центрального-Закавказья». Однако исследования показали, что находки этой культуры распространились далеко за пределы Центрального Закавказья, достигнув восточной части Азербайджана. Таким образом, керамические изделия Ходжалы-Кядабекской культуры с территории Мильской равнины, Абшеронские могилы, а также находки с территории Грузии и Армении лишний раз подтверждают то, что данная культура распространилась далеко за  пределы центральных частей южнокавказского региона[3].
Керамика этого периода украшена растительными и геометричекими орнаментами а также изображениями животных. Кроме того сосуды нередко украшают антропоморфные мотивы. Орнаменты на керамике  являются ценным источником для изучения религиозных верований, мировоззрения и повседневной жизни людей того периода. В качестве примера можно привести изображения птиц, которые считались  олицетворением небосвода. Использование подобных орнаментов было связано со стремлением людей обожествить небесные объекты и процессы, происходящие на небесах. Одним из древних символов солнца считается свастика, этот символ встречается среди наскальных изображений и на керамике, начиная с периода средней бронзы. Развитие земледелия привело к усилению культа Солнца и это нашло свое отражение на орнаментах украшающих сосуды, появляются  многочисленные солнечные мотивы-свастики, спирали, иногда и сама форма сосудов была связана с обожествлением солнца.
На глиняных сосудах можно  также встретить изображения рогов и голов овна. Спиралевидные рога овнов тоже можно отнести к одному из солнечных символов. Наряду с этим, надо отметить что, часто встречающие изображения овнов и других сельскохозяйственных животных, безусловно, свидетельствуют о развитии скотоводства. Обнаруженные во время раскопок в Мингячевире, модели глиняных кибиток, относящиеся к периоду поздней бронзы, свидетельствуют  что люди того периода вели полукочевой образ жизни, что является косвенным подтверждением развития скотоводства в Азербайджане.  Встречающиеся на керамических сосудах изображения куланов, оленей, коз волков и других животных, скорее всего можно связать с  культом этих животных на территории Азербайджана.
Несмотря на развитие сельского хозяйства на многих сосудах периода поздней бронзы,  встречаются изображений сцен охоты, по-видимому, охота, как и  прежде, играла важную роль в жизни людей данного периода.   Геометрические орнаменты - различные зигзаги, меандры, точки и другие орнаменты, которыми украшали глиняную посуду по-видимому отражали вкусовые предпочтения людей того периода. Орнаменты украшающие керамику, изображения птиц, оленей и других животных, сцены охоты и поклонения,  зачастую бывают аналогичны с наскальными изображениями и изделиями отлитыми из металла. Рукоятки мечей, относящиеся к Муганской археологической культуре, выполнены в форме седла, что свидетельствует об обожествлении лощади на территории Азербайджана.
При изготовлении керамики учитывалась и сама форма  сосудов. Образцы подобной керамики были обнаружены во время раскопок в Мингячевире. Экспонируемая в Национальном Музее Истории Азербайджана тарелка, изготовлена из серой  глины и украшена дугообразными линиями, которые символизируют солнечные лучи. Во время раскопок Товузчайского некрополя археологом Н. Мусебейли был обнаружен необычный глиняный сосуд. У горловины сосуда имеется небольшой выступ, выше которого  расположены концентрические круги. На одном уровне с выступом изображены треугольники, направленные вершиной вниз, по-видимому, они символизируют солнечные лучи. Размер треугольников постепенно возрастает, а замыкающий круг треугольник расположен в противоположном направлении. Можно предположить, что таким образом были изображены  восход и заход солнца. Тот факт что верхняя часть сосуда выкрашена в красный цвет при помощи охры не оставляет сомнений что данный сосуд связан с культом Солнца.
На территории Азербайджана бронза вошла в обиход в середине IV тысячелетия до н. э. С началом использования этого металла значительно возросло значение земледелия, что вылилось в первое разделение общественного труда, при котором земледелие отделилось от скотоводства. Развитие земледелия в свою очередь повлекло за собой рост человеческого интереса к изучению явлений природы. Люди начали поклоняться солнцу, так как оно имело огромное влияние на объёмы получаемого урожая. Появление рисунков в форме свастики на поверхности хозяйственных сосудов также можно объяснить ростом важности этой сферы человеческой деятельности.
Особого внимания достойно блюдо со свастикой, извлечённое на территории некрополя в регионе Товузчай. Кроме того, изображение с двумя головами овна было нанесено на обратную сторону сосуда, на которой была изображена свастика[4]. Композиция данного орнамента подтверждает, что символ свастики вызывал у древних людей ассоциации с земледелием.
В период поздней бронзы на территории Азербайджана происходил процесс распада  родовой общины и образования новых государств. В этот период появляются пинтадеры, считавшиеся атрибутами власти с различными орнаментами на поверхности.




[1]             Baxşəliyev V. B. Azərbaycan Arxeologiyası. Bakı, 2006. I cild. s. 193
[2]             Минкевич-Мустафаева Н.В. О датировке и хронологических этапах  некоторых памятников Азербайджана эпохи Поздней Бронзы и Раннего Железа. \\ Материальная Культура Азербайджана. Баку; 1962, IV Том. s. 119
[3]             Гусейнова М.А. Из Истории Южного Кавказа Ходжалы – Гедабекская Культура Азербайджана (XVIIXвв до н.э.) Баку 2011.s. 16
[4]             Müseyibli N. Ə., Axundova G. K. Xocalı – Gədəbəy Mədəniyyətinin Keramikasının ornamentlərinin Etnoarxeoloji təhlili (Zəyəmçay və Tovuzçay nekropollarının materialları əsasında).  // Azərbaycan Arxeologiyası və Etnoqrafiyası. 2013 №2 s.11-26




Written by Aslan Gasimov

-          Орнаменты Керамики Периода Поздней Бронзы в Азербайджане. XXX «Крупновские Чтения» По Археологи Северного Кавказа, Кавказ В Системе Культурных Связей Евразии В Древности И Средневековье. Материалы Международной научной конференции. Карачаевск. Издатество КЧГУ, 2018

Comments

Popular posts from this blog

Shah Tahmasib Safevid

Shah Tahmasib Safevid, son of Shah Ismail Khatai. He ruled after his father's death. Between Shah Tahmasib and Sultan Suleyman Kanuni had battles dyring their rules. Two great turkic states and their leaders were enemies of each other. These wars made Ottomans and Safevid empires weak and in ages they slowly dissappered from the scene. 

Tabriz khanate

After collapse of Nadir shah Afshar empire in the territories of Azerbaijan were formed little feudal states called khanate. These khanates were fighting each other, and some of them wanted to unite Azerbaijan. But their efforts were not enough for this idea.  One of the khanates was Tabriz. This city played great role in Azerbaijan history  as well as in Middle East. Tabriz city was the capital of many big states formed in Middle East. During the rules ofHulakid, Aghkoyunlu, Safevid and other states Tabriz was considered as the main city and capital. But Tabriz khanate was not so strong, and couldn't play its role in the unification of Azerbaijan. So, in the first quarter of XIX century Azerbaijan was the territory where Gajars dynasty and Russian empire were fighting. There occured two Russian - Iranian wars, after that historical territories of Azerbaijan was divided into two parts. Most part, including Tabriz city was given to Iran according to Gulustan and Turkmanchay trea