ОРНАМЕНТЫ
КЕРАМИКИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Ключевые слова:
Период поздней бронзы, орнаменты, керамика
Территория Каваказа
с древних пор играет роль моста соединяющего цивилизации Востока и Запада. Люди начали заселять эту территорию уже с периода
палеолита. На
территории Кавказа,и в частности в Азербайджане, который был центром
возникновения нескольких археологических культур, протекали важные исторические процессы.
Предметом изучения археологов, являются сложившиеся в период поздней бронзы
Ходжалы-Кедабекская и Муганская археологические культуры. Характерной чертой этих культур, как и
культур, более раннего периода, являются особенности керамики. Керамика периода
поздней бронзы, наряду с орнаментами, дающими нам представление о культурной и
духовной жизни, содержит также сведения о быте
людей того периода.
Ареал распространения Ходжалы-Кедабекской культуры охватывает
западную часть Азербайджана-Гарабаг, Гянджа-Газахскую зону, а также прилегающие
к Азербайджану территории Грузии и Армении. Образцы
муганской культуры были обнаружены на территории Муганской равнины, в Талышских горах а также в прилегающих
к Азербайджану землях Ирана.
При изучении памятников, относящихся к эпохе поздней
бронзы, мы становимся свидетелями многочисленных признаков, которые говорят нам
о протекающем в
этом периоде прогрессе. Когда ремесло отделилось от торговли, новые векторы
развития получили сильный толчок. Также
произошли изменения в производстве гончарных изделий. В частности, с
использованием гончарного круга, приводимого в движение усилиями ног, возросла
не только скорость производства гончарной продукции, но и её качество. В этот
период на территории Азербайджана существовало несколько археологических
культур. К ним относятся Нахчыванская (также упоминается как "Культура
расписной посуды"), Ходжалы-Кедабекская и Муганская культуры, которые
существовали на протяжении второй половины II тысячелетия до н. э. - I
тысячелетия до н. э. Одна из групп археологических памятников, выявленных на
границе Малого Кавказа, иллюстрирует уровень развития Ходжалы-Кедабекской
культуры. Эта культура существовала с середины II тысячелетия до н. э. вплоть
до начальных веков I тысячелетия до н. э. Более 150 памятников, относящихся к
этой культуре, было обнаружено и изучено в ходе археологических раскопок.
Данная культура получила своё название потому, что первые находки были выявлены
в регионах Кедабек и Ходжалы. В ходе археологических работ, которые охватывали
помимо Азербайджана современные территории Грузии и Армении, были зафиксированы
другие памятники Ходжалы-Кедабекской культуры. Как правило они представляют
собой следы поселения и некрополи. Стоит отметить, что количество захоронений
превышает количество следов жилых конструкций. К этой культуре относятся
следующие находки: керамические изделия из чёрной и серой глины с
геометрическими орнаментами (иногда наносились узоры с людьми и животными),
широкие бронзовые мечи, топоры в форме секир, различные кинжалы,и вилы.
Изделия, произведённые из черной и серой глины, украшались при помощи
геометрических узоров, которые были заполнены белым веществом[1].
Как было отмечено раньше,
Ходжалы-Кедабекская культура существовала на протяжении II – I
тысячелетий до н. э. Однако данная культура также подразделяется на
несколько географических регионов и три периода. Первый период
Ходжалы-Гядабекской культуры охватывает XIV-XIII века до н.
э., второй период — XII-XI века до н. э., а конечный период — X-IX века до н.
э. Территория, которая была охвачена влиянием данной культуры, разделена на три
основных региона: Карабах (подножие горы и пастбище), Кедабек (пастбище) и
Гянджа-Ханлар (низменность и участок у горного подножия)[2]. В научной литературе Ходжалы-Кедабекская культура также
упоминается как Гянджа-Карабахская культура. Причиной этому служит тот факт,
что большое количество ключевых находок, относящихся к этой культуре, были
зафиксированы на территории Карабаха и берегах реки Гянджачай. Кроме того,
советские учёные предпринимали попытки закрепить за данной культурой название
«культура Центрального-Закавказья». Однако исследования показали, что находки
этой культуры распространились далеко за пределы Центрального Закавказья,
достигнув восточной части Азербайджана. Таким образом, керамические изделия
Ходжалы-Кядабекской культуры с территории Мильской равнины, Абшеронские могилы,
а также находки с территории Грузии и Армении лишний раз подтверждают то, что
данная культура распространилась далеко за
пределы центральных частей южнокавказского региона[3].
Керамика этого
периода украшена растительными и геометричекими орнаментами а также
изображениями животных. Кроме
того сосуды нередко украшают антропоморфные мотивы. Орнаменты на керамике являются ценным источником для изучения
религиозных верований, мировоззрения и повседневной жизни людей того периода. В
качестве примера можно привести изображения птиц, которые считались олицетворением небосвода. Использование
подобных орнаментов было связано со стремлением людей обожествить небесные
объекты и процессы, происходящие на небесах. Одним из древних символов солнца
считается свастика, этот символ встречается среди наскальных изображений и на
керамике, начиная с периода средней бронзы. Развитие земледелия привело к
усилению культа Солнца и это нашло свое отражение на орнаментах украшающих сосуды,
появляются многочисленные солнечные
мотивы-свастики, спирали, иногда и сама форма сосудов была связана с
обожествлением солнца.
На глиняных сосудах можно
также встретить изображения рогов и голов овна. Спиралевидные рога овнов
тоже можно отнести к одному из солнечных символов. Наряду с этим, надо отметить
что, часто встречающие изображения овнов и других сельскохозяйственных
животных, безусловно, свидетельствуют о развитии скотоводства. Обнаруженные
во время
раскопок в Мингячевире, модели глиняных кибиток, относящиеся к периоду поздней
бронзы, свидетельствуют что люди того
периода вели полукочевой образ жизни, что является косвенным подтверждением
развития скотоводства в Азербайджане.
Встречающиеся на керамических сосудах изображения куланов, оленей, коз
волков и других животных, скорее всего можно связать с культом этих животных на территории
Азербайджана.
Несмотря на развитие сельского хозяйства на многих сосудах периода
поздней бронзы, встречаются изображений
сцен охоты, по-видимому, охота, как и
прежде, играла важную роль в жизни людей данного периода. Геометрические орнаменты - различные
зигзаги, меандры, точки и другие орнаменты, которыми украшали глиняную посуду
по-видимому отражали вкусовые предпочтения людей того периода. Орнаменты украшающие керамику, изображения
птиц, оленей и других животных, сцены охоты и поклонения, зачастую бывают аналогичны с наскальными
изображениями и изделиями отлитыми из металла. Рукоятки мечей, относящиеся к Муганской
археологической культуре, выполнены в форме седла, что свидетельствует об
обожествлении лощади на территории Азербайджана.
При изготовлении керамики учитывалась и сама форма сосудов. Образцы подобной керамики были
обнаружены во время раскопок в Мингячевире. Экспонируемая в Национальном Музее
Истории Азербайджана тарелка, изготовлена из серой глины и украшена дугообразными линиями,
которые символизируют солнечные лучи. Во время раскопок Товузчайского некрополя
археологом Н. Мусебейли был обнаружен необычный глиняный сосуд. У горловины
сосуда имеется небольшой выступ, выше которого
расположены концентрические круги. На одном уровне с выступом изображены
треугольники, направленные вершиной вниз, по-видимому, они символизируют
солнечные лучи. Размер треугольников постепенно возрастает, а замыкающий круг
треугольник расположен в противоположном направлении. Можно предположить, что таким образом были
изображены восход и заход солнца. Тот факт что верхняя часть сосуда выкрашена в
красный цвет при помощи охры не оставляет сомнений что данный сосуд связан с
культом Солнца.
На территории
Азербайджана бронза вошла в обиход в середине IV тысячелетия до н. э. С началом использования этого металла значительно
возросло значение земледелия, что вылилось в первое разделение общественного
труда, при котором земледелие отделилось от скотоводства. Развитие земледелия в
свою очередь повлекло за собой рост человеческого интереса к изучению явлений
природы. Люди начали поклоняться солнцу, так как оно имело огромное влияние на
объёмы получаемого урожая. Появление рисунков в форме свастики на поверхности
хозяйственных сосудов также можно объяснить ростом важности этой сферы
человеческой деятельности.
Особого внимания
достойно блюдо со свастикой, извлечённое на территории некрополя в регионе
Товузчай. Кроме того, изображение с двумя головами овна было нанесено на обратную сторону
сосуда, на которой была изображена свастика[4].
Композиция данного орнамента подтверждает, что символ свастики вызывал у
древних людей ассоциации с земледелием.
В период поздней бронзы на территории Азербайджана происходил
процесс распада родовой общины и
образования новых государств. В этот период появляются пинтадеры, считавшиеся
атрибутами власти с различными орнаментами на поверхности.
[2] Минкевич-Мустафаева Н.В. О датировке и хронологических
этапах некоторых памятников Азербайджана
эпохи Поздней Бронзы и Раннего Железа. \\ Материальная Культура Азербайджана.
Баку; 1962, IV
Том. s.
119
[3] Гусейнова М.А. Из Истории Южного
Кавказа Ходжалы – Гедабекская Культура Азербайджана (XVI – IXвв до н.э.) Баку 2011.s. 16
[4] Müseyibli N. Ə.,
Axundova G. K. Xocalı – Gədəbəy Mədəniyyətinin Keramikasının ornamentlərinin
Etnoarxeoloji təhlili (Zəyəmçay və Tovuzçay nekropollarının materialları əsasında). // Azərbaycan Arxeologiyası və Etnoqrafiyası.
2013 №2 s.11-26
Written by Aslan Gasimov
Written by Aslan Gasimov
- Орнаменты Керамики Периода Поздней Бронзы в Азербайджане.
XXX «Крупновские
Чтения» По Археологи Северного Кавказа, Кавказ В Системе Культурных Связей
Евразии В Древности И Средневековье. Материалы Международной научной
конференции. Карачаевск. Издатество КЧГУ, 2018
Comments
Post a Comment